ab_pallet.by +375 (29) 3661-777, +375 (44) 7713-999
11/09/2013 13:06
54_2

Постепенно слово «отходы» начало терять свое первоначальное значение. Сегодня то, что еще совсем недавно шло на свалки, является сырьем для производства весьма востребованных товаров. Коснулись подобные изменения и отходов деревообработки. Еще недавно местность вблизи крупных лесопилок была «украшена» целыми грудами опилок. Сегодня же никому не нужные ранее отходы превращаются в востребованный и дорогой экспортный товар. Это топливные гранулы, или, как их еще называют, пеллеты.

Около десяти лет назад наша страна начала использовать первые мини-заводы, на которых производилось гранулирование древесных отходов. Сегодня таких предприятий, как частных, так и государственных, уже более тридцати. Работают они чаще всего вблизи крупных лесопилок и мебельных производств, где большое количество опилок образуется ежедневно. Гранулированный товар практически полностью идет на экспорт в страны Европейского Союза. К слову, потребление пеллет с каждым годом в мире все увеличивается. Применяются они как для отопления частных домов и квартир, так и в качестве альтернативного топлива на электростанциях. Постепенно в Беларуси также появляются потребители топливных гранул. В районах, где отсутствуют газопроводы, владельцы дач и коттеджей устанавливают котлы на пеллетах. Работают такие установки в автоматическом режиме, а одной заправки гранул достаточно на несколько дней. Однако пока что это удовольствие еще дорогое. Применение газа обходится примерно вдвое дешевле.

Стоимость одной тонны гранул – около 90 евро. Для того, чтобы произвести ее, требуется приблизительно 7 кубометров опилок. Технология гранулирования при этом не является сложной. Опилки вначале просушиваются в специальном барабане, а затем поступают в специальный пресс, где в несколько раз сжимаются и превращаются в гранулы. Чем-то процесс напоминает работу громадной мясорубки. Функционируют такие заводы в круглосуточном режиме и останавливаются только в случае поломки или для проведения работ по техническому обслуживанию.

Топливные гранулы – это возобновляемый источник энергии, и во многих странах произведенное из них электричество продается по двойному тарифу. Владельцам «пеллетных» электростанций это весьма выгодно, поэтому количество их стремительно увеличивается. Великобритания, к примеру, планирует построить еще порядка 20 ТЭЦ на топливных гранулах. Это вызывает повышенный спрос на мировом рынке в отношении данной продукции. Как отмечают специалисты, ежегодное потребление в мире топливных гранул увеличивается практически на 20%. Многие европейские страны не обладают достаточной сырьевой базой для того, чтобы увеличивать собственное производство гранул. Беларусь же имеет невостребованные отходы деревообработки в достаточно большом количестве, пригодные для производства биотоплива. Направление это могут развивать и предприятия, перерабатывая в гранулы лузгу, солому и прочие отходы своего производства.

Вследствие того, что в мире наблюдается повышенный рост цен на энергоносители, сильно изменилось отношение к древесному топливу. Экологические стимулы применения его дополнились еще более весомыми политическими и экономическими мотивами. Отечественные энергетики также не стоят в стороне. Для того, чтобы увеличить потребление местных видов топлива, в нашей стране продолжается перевод котельных на щепу и дрова. Ежегодно возводятся новые «мини-ТЭЦ», которые работают на древесине и древесных отходах. Как прогнозируют энергетики, заготовка древесного топлива в нашей стране уже в ближайшее время перевалит за 5,5 миллиона кубометров. Сегодня белее, чем четверть производимого топлива потребляется предприятиями ЖКХ. Деревообрабатывающая промышленность нашей страны пока что не готова переработать всю древесину, которая вырастает в белорусских лесах. Поэтому невостребованное в мебельном производстве и строительстве, низкокачественное сырье может быть использовано для выпуска древесного топлива. Отправлять его из Беларуси удобно практически в любую точку мира. Также из преимуществ можно отметить сравнительно небольшие затраты на заработную плату и слабую пока еще конкуренцию в данной сфере. Сама технология существует уже не один десяток лет. Совершенствуется только оборудование – для ускорения процесса и снижения затрат. Для того, чтобы производить пеллеты из круглого леса, а не из опилок, существует оборудование для измельчения бревен в мелкую щепу.  

Солома на экспорт – это реально!

Дополнительным видом продукции – топливными пеллетами из соломы – начинают торговать белорусы. В отечественном ТПУ «Березовское» в сутки перерабатывают до 10 тонн соломы. На сегодняшний день выпущено уже более 260 тонн пеллет. Взаимную выгоду получают и те сельхозпредприятия, с которыми были заключены договоры на поставку соломы, и само ТПУ «Березовское». Ранее из-за жесткости сырье это нельзя было использовать даже в качестве подстилки скоту. Теперь же предприятие может не только экономить на топливе для обогрева собственных помещений, но и зарабатывать, реализуя пеллеты за рубеж. Эта продукция считается экспортоориентированной. Уже подписаны договора с заказчиками из Польши, куда отправилась не одна партия пеллет. Прорабатывается вопрос с поставками в Германию и Чехию. Учитывая то, что это топливо является экологически чистым, иностранные заказчики весьма заинтересованы в его покупке.

Переработка соломы в брикеты или топливные гранулы для нашей страны – новое направление. Такой вид деятельности является дополнительным источником заработка, который позволяет не только экономить сырьевые энергоресурсы, но и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Между тем, в нашей стране имеются значительные перспективы применения отходов. Почти каждое хозяйство имеет в наличии солому или другие сельскохозяйственные отходы. Следует отметить отдельно, что топливные брикеты или пеллеты производятся без применения веществ для связывания компонентов, что превращает их в экологически чистое топливо.

Что лучше всего производить из соломы – брикеты или пеллеты? В небольших объемах производство пеллет редко бывает эффективным. Отечественный рынок только начинает развиваться. Остается работать на экспорт. Однако с учетом транспортных издержек возможная прибыль сводится до минимума. Доставки в Польшу, Латвию, Литву требуют больших объемов производства: для того, чтобы отправлять пеллеты вагонами, необходимо иметь постоянных партнеров. Невысокое потребление соломенных пеллет в нашей стране обусловлено не столько отсутствием спроса, сколько необходимостью установки специальных топок и котлов. Предлагаемые же импортные котлы стоят гораздо дороже традиционных.  

Производство топливных брикетов их отходов представляет собой менее рискованный проект. Однако следует отметить, что экспортный спрос на брикеты из торфа и соломы также пока невысок. Но в отличие от производства пеллет, брикеты могут сжигаться в обыкновенных топливных печах или же котлах не только с автоматической, но и с ручной подачей. Особенно актуально то, что они могут применяться вместо каменного угля или дров. По внешнему виду производимые из соломы брикеты практически ничем не отличаются от древесных брикетов. Имеет значение только влажность соломы – как правило, она должна быть значительно ниже влажности опилок. Привозят солому в рулонах или тюках, после сушки она должна пройти стадии дробления и резки.  Современные технологии по производству топливных брикетов из соломы позволяют решать проблемы утилизации отходов сельского хозяйства, а также производить из возобновляемых источников сырья экологически чистое топливо.

 

Если по каким-то причинам Вы не смогли дозвониться нам, оставьте свои контактные данные и наши операторы свяжутся с Вами в ближайшее время

*
*